Добро пожаловать в Школу инженерии и цифровых наук Назарбаев Университета
Что мы предлагаем
Академические программы Школа инженерии и цифровых наук НУ
Последние новости
    Предстоящие мероприятия
      News_RU

      Команда NU SEDS "Chem-E-Car" засияли на конкурсе AIChE в Азиатско-Тихоокеанском регионе

      Проект Chem-E-Car под названием "Карлыгаш", разработанный студентами кафедры химической инженерии и технологии материалов NU SEDS, получил признание на конкурсе Chem-E-Car в рамках студенческой региональной конференции, проходившей с 18 по 20 августа 2023 года в Национальном технологическом институте Сардара Валлаббхая (Индия). Они заняли первое место в стендовых докладах и третье место в демонстрационном туре, опередив участников из 46 стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

      Конкурс Chem-E-Car, организованный Американским институтом инженеров-химиков (AIChE), ставит перед студентами задачу спроектировать и построить автомобиль, работающий на химическом источнике энергии. Главная цель - создать автомобиль, способный безопасно проехать заданное расстояние и остановиться, используя эту энергию. Конкурс включает в себя несколько региональных состязаний, кульминацией которых является финальное мероприятие на ежегодной студенческой конференции.

      После этого события мы решили взять интервью у Алиби Намазбаева, главы студенческого отделения AIChE NU, чтобы узнать больше о команде и их Chem-E-Car.

      Можете ли вы представить свою команду и рассказать нам о ваших ролях и обязанностях в проекте Chem-E-car?

      Наша команда разделена на четыре отдела: Батарея, Химическая реакция, Arduino и Дизайн. Каждый отдел возглавляет свой руководитель. Всего в нашей команде 11 человек, включая руководителя. Отдел аккумуляторов занимается созданием батареи, а отдел химических реакций подбирает подходящие реакции и проводит эксперименты. Отдел Arduino занимается кодированием и подключением батареи к химическим реакциям. И наконец, отдел дизайна отвечает за дизайн автомобиля и создание плаката.

      Что вдохновило вашу команду на создание Chem-E-car, и какая основная цель стояла за этим проектом?

      Конкурс Chem-E-Car, ежегодное мероприятие, организуемое AIChE, служит платформой для студентов, специализирующихся в области химической инженерии. В то время как AIChE и область химической инженерии относительно менее признаны в Казахстане, мы стремились запустить новаторское движение, чтобы повысить осведомленность о нашей стране в международном сообществе инженеров-химиков, продемонстрировав нашу конкурентоспособность, компетентность и исключительную подготовку. Благодаря нашим достижениям, мы верим, что проложим путь к установлению прочных связей со студенческими отделениями из стран с хорошо развитой химико-технологической дисциплиной. Демонстрируя активное участие наших студентов в подобных соревнованиях и их равенство со сверстниками из успешных студенческих отделений по всему миру, мы начинаем благоприятный путь к формированию будущего сильного поколения инженеров-химиков.

      Сколько времени потребовалось вашей команде, чтобы разработать и построить Chem-E-Car от концепции до завершения?

      Примечательно, что на создание самого автомобиля ушло всего полтора месяца, еще две недели ушло на тщательное тестирование его характеристик. Удивительно, но нашей команде удалось завершить работу над автомобилем в эти относительно короткие сроки, что стало возможным благодаря усердию наших преданных делу членов.

      Какие уникальные особенности или инновации в вашем Chem-E-Car отличают его от других подобных проектов?

      Самой отличительной чертой нашего автомобиля, безусловно, стал дизайн. В него было вложено много сил, чтобы продумать, как разместить все необходимые компоненты схемы, аккумулятор и сосуд с химической реакцией, чтобы оптимизировать их функциональность и эстетику. Машина состояла из двух платформ, на первой из которых располагалось большинство компонентов, а на второй - реакция. Самое интересное начинается с прикрытия реакции: датчик, считывающий цвет реакции, был чувствителен к свету, поэтому мы закрыли его черной коробкой, добавив крылья для дизайна. Это было связано с названием автомобиля - Qarlygash, с игрой слов, содержащей слово "автомобиль" в произношении. Крылья были выполнены в виде птицы ласточки. Еще одна уникальная особенность заключалась в использовании аккумулятора, который был изготовлен в нашей лаборатории отделом аккумуляторов. В то время как другие команды полностью полагались на химическую реакцию как на механизм запуска, так и на механизм остановки, мы разделили их. Мы использовали батарею для питания силовой установки автомобиля, а химическую реакцию - как индикатор того, когда нужно остановиться. Химическая реакция наблюдалась с помощью датчиков и платы Arduino. Еще одной уникальной особенностью стало использование гироскопа. Одной из проблем, с которой мы столкнулись с самого начала, было отклонение движения автомобиля от прямой линии, поэтому мы использовали гироскоп для считывания отклонения и управления скоростью вращения колес по отдельности, чтобы выровнять движение автомобиля. Кроме того, продолжительность работы над автомобилем была уникальной. В отличие от других команд, которые потратили около 6 месяцев на свои проекты, над разработкой нашего автомобиля мы работали всего 2 месяца.

      Каковы были ваши ожидания и цели в отношении этого соревнования?

      Честно говоря, изначально мы не возлагали больших надежд на это соревнование. Нашей целью было просто принять участие в конкурсе и продемонстрировать свой автомобиль. Однако мы заняли 1-е место в постерной сессии и 3-е место в основном конкурсе. Это достижение кажется поистине выдающимся, особенно если учесть, что Назарбаев Университет участвовал в Азиатско-Тихоокеанской конференции AIChE всего дважды.